Новости

В 2024 году дорожные работы, начатые в прошлом сезоне, будут продолжены на улице Терешковой (от ул. 8 Марта до ул. Орской и от ул. Шевченко до ул. 8 Марта), дублере проспекта Дзержинского (от ул. Березка до ул. Салмышской). Капитально будет отремонтирована ул. 10 Линия (от ул. 15 Линия до проезда Промыслового).

28 марта

Муниципальный контракт на выполнение научно-исследовательской работы по актуализации схемы заключен с компанией из Санкт-Петербурга ООО "ДОРНАДЗОР".

28 марта

По информации управления строительства и дорожного хозяйства администрации города, запланирована установка дорожных знаков 3.27 «Остановка запрещена» и 8.4.1 «Вид транспортного средства» на проспекте Гагарина в районе строений №№ 2Ж, 4А(павильон «Цветы»), 10, 48/2 (ТРЦ «Три мартышки»), 54/1, сквере им. Гагарина, а также на ул. Чкалова в районе строений №№ 2, 3/1, 8, 20, 26/1, 55, 53/3, 56.

28 марта

О текущей ситуации сегодня утром Главе Оренбурга доложил начальник управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации города Марсель Серазетдинов.

28 марта

С 1 по 7 апреля в Оренбургской области пройдет ежегодное социологическое исследование на тему межнациональных и межконфессиональных отношений среди населения.

27 марта




Великий пост

+++++
Великий пост

Константин Копылов

В понедельник, 27 февраля, у православных христиан после Масленицы начался Великий пост, посвящённый духовному очищению и единению с Богом – самый долгий и строгий из всех многодневных постов. Продлится он до 15 апреля.

История поста
Традиция Великого поста появилась ещё в первые века христианства и, по распространённой версии, была заложена апостолами в память о том, как Христос после своего крещения ушёл в пустыню на 40 дней, где соблюдал строгий пост и боролся с искушениями дьявола. Сорокадневный пост также упоминается в Ветхом Завете, когда Моисей постился перед получением основных заповедей.
– До III века в разных христианских Церквах верующие по-разному готовились встречать день святой Пасхи. Известный христианский апологет Тертуллиан и святой Ириней Лионский во II веке говорят о практике 40-часового поста (от вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной литургии), во время которого христиане вообще не принимали пищу. Пост от Великой Пятницы до Пасхи был подражанием сорокадневному посту Спасителя, а также буквальным пониманием фразы Христа в Евангелии от Матфея: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». (Мф. 9,15) 
По мысли первых христиан время, когда Христос был отнят у верующих, начиналось с момента смерти на кресте до Воскресения, что и определяло продолжительность поста.
В середине III века в некоторых поместных Церквах появляется шестидневный пост, как воспоминание о событиях Страстной недели. При этом часть христиан считала такой подвиг чрезмерным, и продолжала поститься около сорока часов. Во второй половине III века александрийский епископ Дионисий Великий, отвечая на вопрос, когда нужно завершать Великий Пост, вечером в Великую субботу или утром на Пасху после пения петуха, говорит о разных практиках воздержания: «И шесть дней поста соблюдаются не всеми равно и одинаково; ибо одни проводят все дни без пищи, а иные ни одного; тем, которые весьма ослабели от продолжительного поста и почти погибают от изнеможенея, простительно более раннее вкушение пищи; но если иные четыре предшествующие дня поста … вообще не постились и даже роскошничали и потом, когда наступают последние два дня, их, т. е. пятницу и субботу, непрерывно постятся и думают, что делают нечто великое и славное».
В начале V века все поместные Церкви приходят к идее сорокадневного Великого поста, как десятины года, и с этого момента продолжительность Святой Четыредесятницы в разных Церквах колеблется от 6 до
8 недель. Проблема заключалась в том, как считать субботы и воскресенья, во время которых пост отменяется. Великий Пост начинается с понедельника первой недели Святой Четыредесятницы и продолжается до пятницы 6-й недели, о чём можно узнать из песнопения, которое звучит в этот день в храме. Затем с Лазаревой Субботы начинаются события Страстной недели, которая уже не входит в Великий пост.
Уже в IV – V вв. Церковь считала Великий пост обязательным для всех христиан. В правилах Вселенских соборов и в текстах святых отцов мы можем найти упоминание о том, что христианин, не соблюдавший Великий Пост, на некоторое время мог отлучаться от Церкви. В одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста говорится о том, что к IV веку Святая Четыредесятница изменяла привычный уклад жизни Константинополя: «Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; всё это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную жену».
Сорокадневная продолжительность Великого поста, принятая всей Церковью, – это подражание посту Спасителя в пустыне и посту пророка Моисея, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение. В древней Церкви крестили на Пасху, и оглашенные готовились к этому событию 40 дней, молясь в храме, обучаясь основам веры и соблюдая пост. Остальные же христиане старались причаститься во время Святой Четыредесятницы. Если несколько упростить рекомендации Типикона (церковного устава), то пост предполагает ограничение числа приёмов пищи (один раз в день, вечером) и её качества (хлеб и вода, тёплые овощи без масла – сухоядение), и даже полный отказ от пищи и воды (например, в понедельник и вторник первой недели).
То есть с понедельника по пятницу всех недель Великого поста за исключением особых случаев христианин ест один раз в день очень простую пищу без масла (хлеб, вода, овощи).
В субботу и воскресенье разрешается два приёма пищи с растительным маслом и вином (отметим, что церковный устав позволяет выпить не больше стакана вина), поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями. Такие строгости были связаны с основной идеей поста – пища должна быть дешёвой и быстрой в приготовлении, а освободившееся время и деньги христианин должен использовать для участия в богослужении и дел милосердия. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим. Довольно рано Церковь поняла, что столь жёсткие правила поста не могут понести все христиане, а потому в церковных канонах установлен некий минимум поста, который должен соблюдаться всеми верующими. Это отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на масле является максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам, – рассказывает проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).

Что можно и нельзя есть
Можно употреблять в пост овощи, зелень, фрукты и ягоды; соленья из овощей, компоты; крупы, бобы, чечевицу, сою, нут, фасоль и производные, в том числе, например, соевое молоко, соевое мясо, нутовые котлеты, и так далее; злаки, орехи и сухофрукты; грибы; хлебцы, хлебобулочные изделия, в составе которых нет яиц и сливочного масла; мёд, варенье; растительное масло в дни, когда оно разрешено.
Исключаются из рациона на время поста мясо и птица, все производные продукты – мясные полуфабрикаты и колбасные изделия; рыба и морепродукты, за исключением некоторых дней в посте; молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр, сливочные соусы; яйца и все содержащие их продукты; алкогольные напитки, за исключением вина в отдельные дни; сдобные, кондитерские изделия, выпечка, шоколад; слишком солёные или сладкие продукты.
Важно! Перед тем как перейти на ограниченное питание, необходимо проконсультироваться с врачом в зависимости от индивидуальных особенностей организма. В целом поститься не рекомендуется беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым людям, пациентам с тяжёлыми и хроническими заболеваниями.

Питание по дням
Наиболее сложными считаются первый день поста и предпоследний, в эти дни предполагается полный отказ от еды, можно пить только воду. В остальные дни есть ограничения в питании, наиболее строгие на каждой неделе – среда и пятница, так как в среду Христа предали, а в пятницу – распяли. Питание в выходные более свободное.
На первой неделе поста в понедельник, 27 февраля, нужно полностью отказаться от пищи, со вторника по пятницу предполагается сухоядение, в субботу и воскресенье разрешается горячая пища с маслом, немного вина. Сухоядение – пища, не прошедшая термическую обработку, без добавления растительного масла (хлеб, фрукты, овощи).
На второй-шестой неделях в понедельник, среду, пятницу положено сухоядение, вторник и четверг – горячая пища без масла, суббота и воскресенье – горячая пища с маслом, немного вина.
На седьмой, завершающей, неделе разрешено только сухоядение, а в пятницу, 14 апреля, положено по посту полностью отказаться от пищи.
Днями, когда можно есть рыбу и морепродукты, считаются 7 апреля – Благовещение, 8 апреля – Лазарева суббота (разрешена ещё икра), 9 апреля – Вербное воскресенье.
27 февраля – первый день поста – полный отказ от еды.
28 февраля – хлеб и вода.
1, 2, 3, 6, 8, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 24, 27, 29, 31 марта, 3, 5, 10, 11, 12, 13, 15 апреля – сырые продукты и блюда из них без растительного масла.
7, 9, 14, 16, 21, 23, 28, 30 марта, 4, 6 апреля – горячая пища без растительного масла и жиров.
4, 5, 11, 12, 18, 19, 25, 26 марта, 1, 2 апреля – варёная пища с маслом, вино.
7 апреля – можно горячую пищу с растительным маслом, рыбу, морепродукты.
8 апреля – можно употреблять горячую пищу с растительным маслом и красную икру, вино.
9 апреля – можно употреблять горячую пищу с растительным маслом, вино, рыбу.
14 апреля – Страстная пятница, по уставу должно быть полное воздержание от пищи.
16 апреля – Пасха, без ограничений в еде, но рекомендуется выходить из поста постепенно и не объедаться мясными и молочными продуктами.

Что можно и нельзя делать
Нельзя в Великий пост, как и любой другой период и день, злиться, ссориться, ругаться, раздражаться, обижать родных и близких, унывать, сплетничать, таить обиды и зависть. Рекомендовано воздержаться от развлечений и веселья, не устраивать больших празднований.
Суть и смысл поста заключается в том, чтобы стать духовно лучше и чище, победить слабости, пороки, осмыслить свою жизнь. Одно из главных правил духовного очищения – молитва. Считается, что в пост важно посещать храм, помнить о покаянии, уделять время близким, заботиться о них, совершать добрые дела, помогать малоимущим, одиноким и нуждающимся. Делать всё нужно от чистого сердца.

Фото с hramvladimira.ru

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.