Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Золотой свет в сумерках»
Фаина Хаялина
Так называется персональная выставка главного художника нашего драматического театра, открывшаяся в канун Международного дня театра в залах музея изобразительных искусств.
Был и ещё один повод для этой уникальной выставки – недавно Тан Еникеев отметил свой 65-летний юбилей, 40 лет творческой деятельности, 15 из которых – на оренбургской сцене.
Театр называют «волшебным миром», где перед спектаклем испытываешь особое волнение, предчувствуя встречу с праздником. И чтобы эти ожидания сбылись, особая миссия возлагается на театрального художника. Им создаётся то, без чего театр не может существовать, – декорации, костюмы, искусный подбор предметов. Сценограф должен быть универсален. Поэтому на выставке представлены и эскизы, и макеты, и картины, созданные Таном Еникеевым в разные периоды творчества. В них – отражение интересной, плодотворной жизни неординарной личности, в которой есть всё, что может сделать человека счастливым: близкие люди, друг жизни, путешествия, творчество.
Воспоминания о детстве
Он начал рисовать в 12 лет, когда отец сделал младшему сыну мольберт и определил в Уфимский Дворец пионеров. Первые впечатления о театре связаны с посещением оперы, где мальчика встретила особая атмосфера живой музыки и красоты. Отец Тана сам играл на скрипке, и сына хотел научить, и даже купил ему маленькую скрипочку. Сейчас все инструменты семьи находятся в мастерской художника как воспоминание о детстве.
Тан Гумерович рассказывает:
– Окончив институт путей сообщения, отец занимался архитектурой вокзалов. Надо сказать, что специалист с дипломом 1925 года совсем не тот, что теперь. У него своя библиотека была и печать «инженера Еникеева», что звучало тогда как «профессор». Именно он заложил во мне конструктивное мышление.
В 16 лет юноша поступил в училище искусств, но тогда ещё не думал о театре. Дипломом стала большая станковая работа на тему Гражданской войны «Отдых после боя», которую оценили на «отлично» и дали направление в Суриковский институт.
В двадцати минутах от Таганки
В 1970-е годы театральная жизнь в Москве кипела. Именно на то время пришёлся расцвет «Таганки», «Современника». Поступив с первого раза в престижный институт, Тан выбрал театральное отделение. Как он говорит, хотелось получить конкретную профессию. К тому же театралы работали не академически, свободно, искали, экспериментировали, и это ему нравилось.
С педагогами молодому уфимцу повезло. У него преподавала Валентина Пожарская – искусствовед, она была в курсе всего, что происходило в театрах мира. А Вадим Рындин, главный художник Большого театра, и народный художник Михаил Курилко приглашали на студенческие просмотры самых известных режиссёров Москвы.
Первый проданный театральный эскиз к «Ревизору», участвовавший в выставке «Итоги сезона», Тан Гумерович вспоминает до сих пор. На вырученные деньги он снял дачу в подмосковной Салтыковке, находившейся от «Таганки» в двадцати минутах езды на электричке. Эскизы к балету Стравинского «Весна священная» тоже запомнились. Самым сложным в них было получить фактуру тающего снега, которую художник создал из ткани и серебра.
– На сцене всё должно работать, то есть быть многофункциональным, а значит, рождать многие ассоциации и смыслы, – говорит художник.
Чтобы зритель задумался о смысле
Персональная выставка Тана Еникеева в Оренбурге его творческий принцип представляет сполна. Экспозиция состоит из нескольких частей. Первая посвящена уфимскому периоду и представлена в эскизе к опере «Скрипка Ротшильда», эскизах костюмов к балету «Волшебный курай», спектаклям «Нэркес», «Три сестры», «Бибинур, ах Бибинур!», за который художник удостоен Государственной премии РФ. В эскизах к этому спектаклю он изобразил корабль-государство, не дошедший до своей цели.
Театральные эскизы Тана Еникеева башкирского периода воспринимаются как самостоятельные картины со сложным философским смыслом и такой же техникой исполнения. Для создания особой атмосферы театра, того самого «золотого света в сумерках», ему не хватало обычных выразительных средств живописи, поэтому появились эксперименты с серебряной и золотой краской.
Тана Еникеева отличает прекрасное знание законов сцены. В спектаклях, созданных по его макетам, гармонично сочетаются художественный замысел и его практическое воплощение. Художник отлично владеет историей материальной культуры самых различных эпох, будь то эпоха Мольера, Пушкина или Чехова.
В 2000 году Тан Гумерович стал главным художником Оренбургского областного театра драмы им М. Горького. Здесь сложился творческий тандем с его давним другом, художественным руководителем театра Рифкатом Исрафиловым. Взаимопонимание этих двух людей во многом определяет успех спектакля.
– Мы более 40 лет вместе и примерно одинаково мыслим. Но споры необходимы, иначе ничего не будет. Идут параллельные поиски, и каждый дополняет друг друга, – рассказывает художник.
В Оренбурге им создано около 40 постановок. Многие спектакли стали участниками и дипломантами престижных всероссийских и международных фестивалей, на которых критики всегда высоко оценивали работу Еникеева, отмечая глубину мысли, сильный ассоциативный ряд в художественном образе спектакля, безупречный «вещный» мир эпохи.
В новом тысячелетии в судьбе Тана Еникеева появился не только новый театр, но и иные творческие приёмы. Сейчас любых эффектов можно добиться при помощи компьютерной графики, которой Тан Гумерович пользуется свободно и плодотворно. Компьютерные технологии в его театральных эскизах переплетаются с изобразительными, от чего персонажи включаются в некое эфемерное, световое, вибрирующее пространство. Эскизы к спектаклям «Дамский портной», «Свидания в предместье», «Невидимый любовник», «Бешеные деньги», «Вестсайдская история», «Милые люди», «Северный ветер» и др. исполнены именно так.
Собственная песня
Сценическое и собственное творчество для театрального художника не разделимы. Образность, условность, ощущение среды, творческие поиски необходимы и в живописи, и в театре.
Чтобы творчество жило на сцене, оно должно зародиться в тишине мастерской. Время, посвящённое собственному творчеству, – время, когда отступают все планы, коллективный труд, овации премьер и начинает звучать собственная песня. Для Тана Гумеровича это важный момент, замешанный на сомнениях, эмоциях, интуиции.
Темы картин Еникеева, как правило, не связаны с театром. Зато его графические серии настолько проникнуты друг другом по смыслу и мироощущению, что в совокупности представляют собой единую историю, своеобразный театр одного художника.
У каждого состоявшегося творца вырабатывается собственный узнаваемый стиль. Есть он и у Тана Еникеева. «Тан» с тюркского переводится как «рассвет, утренняя заря», про золотой свет, который мы видим в его картинах и на сцене, он не забывает никогда.
Справка
Выпускник Московского художественного института им. В.И. Сурикова Тан Еникеев сотрудничал со многими театрами России, оформил более 200 спектаклей, почти 20 лет был главным художником Башкирского академического театра драмы им М. Гафури. Тан Гумерович – участник всероссийских, международных и зарубежных выставок, заслуженный деятель искусств РФ (1994) и БАССР (1980), лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства (1996).