Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Мастера сыска
Константин Копылов
Защитники Отечества – это не только те, кто борется с внешним врагом, но и те, кто защищает закон и порядок в его пределах. Борьба с преступностью – не менее важна. С представителями династии оренбургских следователей в канун праздника встретился корреспондент «ВО». И попытался понять, почему, видя все трудности профессии, сын пошёл по стопам отца.
Верные делу сыска
Александр Кириллович Трофимов в органах прокуратуры проработал 39 лет, из них на следственной работе был более 13 лет. Профессию следователя выбрал и его сын – подполковник юстиции Сергей Трофимов. Он тоже имеет за плечами большой стаж службы и сейчас является руководителем Следственного отдела по Южному округу
г. Оренбурга СУ Следственного комитета РФ по Оренбургской области. Беседуя с отцом и сыном, понимаешь, что это люди, которые всей своей жизнью были и остаются преданные сыскной службе. А самое главное, они и сейчас во многом поддерживают друг друга. Старший Трофимов начинает свой рассказ с того, что вырос и получил воспитание в обычной советской семье. Его родители, по его словам, были участниками Великой Отечественной войны, что также наложило определённый отпечаток на жизнь их семьи.
– Отец Кирилл Олимпиевич у меня был бортмехаником авиационного полка Черноморского флота, мама Пелагея Максимовна – военная медсестра медицинского поезда, сопровождающего раненых фронтовиков с передовой в глубокий тыл. В мирное время мама была медработником, отец – механиком. Как и у всех ребят, у меня была средняя школа, потом служба в армии. А 15 августа 1979 года начал работать в органах прокуратуры Оренбургской области. По направлению прокуратуры Оренбургской области три года работал в прокуратуре Первомайского района – был помощником прокурора, затем следователем. Более восьми лет был следователем прокуратуры Северного района. В начале 1980-х годов я был включён в следственно-оперативную бригаду по городу Оренбургу. Мы расследовали уголовные дела о хищении и злоупотреблениях в сфере торговли и бытового обслуживания населения, – вспоминает Александр
Трофимов.
Будучи следователем районной прокуратуры, он в период 1983 – 1988 годов по поручению руководства прокуратуры области расследовал уголовные дела и других районов. Временно исполнял обязанности следователя областной прокуратуры по западному Оренбуржью. Более 25 лет работал прокурором районного звена. В 2005 году по приказу прокурора Оренбургской области Анатолия Чадова был назначен начальником отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Оренбургской области, силами которого в тот период расследовались наиболее резонансные дела.
– Состоял он из 14 следователей, в том числе были следователи по особо важным делам. Среди них такие профессионалы, как Михаил Заикин, Сергей Лизунов, Максим Сапожников, Александр Богомолов. Работали у нас много тогда ещё молодых следователей – Дмитрий Ибраев, Виталий Авдеев, Вячеслав Блинов, Виктор Сиваев. Таким образом, сплав молодости и опыта всегда давал положительные результаты, – уверен Александр Кириллович.
Дело «чёрных риелторов»
Одним из уголовных дел, которое вызвало широкий общественный резонанс в 2006 году, было дело братьев Хаббасовых, участие в его расследовании принимал Александр Трофимов. Они занимались незаконным завладением чужих квартир в Оренбурге.
– Банда состояла из четверых братьев Хаббасовых – Геннадия, Сергея, Алексея и Тюлегена. Они были родом из села Платовка Новосергиевского района Оренбургской области. Зарабатывали на жизнь тем, что подыскивали социально незащищённые семьи, имеющие дома и квартиры в Оренбурге, после чего спаивали владельцев жилья и завладевали их имуществом.
Бывших собственников, членов их семей и родственников хладнокровно убивали как нежелательных свидетелей. Менее чем за год Хаббасовы лишили жизни девятерых человек. Своих жертв они забивали насмерть битами и железной арматурой, закалывали или душили. Затем трупы скрывали в скотомогильниках и безлюдных местах в окрестностях Оренбурга. Единственным, кому осуждённые сохранили жизнь, стал грудной младенец, которого они подбросили в один из домов пригорода Оренбурга. Деньги, вырученные от продажи жилья потерпевших, Хаббасовы использовали на приобретение автомобилей и содержание своих семей.
Суд признал Тюлегена Хаббасова, Алексея Хаббасова, Сергея Хаббасова и Геннадия Хаббасова виновными по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершённое в составе организованной группы) и пунктам «а, ж, к» части 2 статьи 105 УК РФ (убийство двух и более лиц, совершённое в составе организованной преступной группы с целью облегчения и сокрытия других преступлений). Сергей Хаббасов, с учётом его активного содействия следствию, приговорен к 20 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Остальным братьям назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы, – пояснил Александр Трофимов.
Натура следопыта
По словам Александра Кирилловича, его сын с юных лет рос любознательным и смышлёным парнем.
– Он всегда расспрашивал меня о моей работе, я чувствовал в нём натуру следопыта. Поэтому стал приносить ему читать юридическую литературу. «Пособие для следователя» он прочитал несколько раз, как говорят, от корки до корки. А с 13 – 14 лет он неоднократно ездил со мной и с оперативной группой на осмотр места происшествия. В работе следователя он понял и освоил один из самых основных принципов сыска – мелочей при расследовании любых дел не бывает. Неред-ко незначительная деталь может стать главным доказательством. Горжусь одним из дел, которое он успешно завершил весной 2006 года. Был обнаружен труп молодой женщины с телесными повреждениями, речь шла об умышленном убийстве. Следователями было неоднократно осмотрено место происшествия, квартира, где была обнаружена убитая, но доказательств не было. Мой сын, в то время следователь прокуратуры Дзержинского района, решил расширить круг поиска, начал осматривать лестничную площадку и в одном из мусорных баков обнаружил много одноразовой посуды. В результате дактилоскопической экспертизы были обнаружены следы пальцев рук. Это стало своеобразным ключом к раскрытию как этого убийства, так и ряда других жестоких убийств, совершённых серийным убийцей по всей стране, – рассказал Александр Трофимов.
Службу в органах следствия выбрали и другие представители семейства – дочь и племянник Александра Кирилловича. Около десяти лет следователем прокуратуры был его младший брат Геннадий Трофимов.
– Не скрою, что мне приятно и радует, что мой сын стал продолжателем профессии. Когда я вижу результаты его труда, понимаю, всё, что я делал, было не зря. Ведь работа следователя – это не столько профессия, сколько образ жизни человека, – делает вывод Александр Трофимов.
Продолжатель дела
Свой интерес к сыскному делу с детских лет подтверждает и младший Трофимов, который тоже этой службе посвятил много лет. Его стаж работы насчитывает более 14 лет. По словам Сергея Александровича, правильно отец подметил, что у него с детских лет была тяга к аспектам деятельности следователей.
– Интрига нераскрытого преступления, установления лица, которое совершило преступление, – это те вопросы, которые всегда у меня вызывали интерес. Можно сказать, у меня был своеобразный инстинкт сыщика – раскрыть, установить. Другая сторона, которая меня также привлекала в профессии следователя, то, что он обладает не только обширными знаниями в юриспруденции, но и широким спектром навыков из других сфер. Всё это меня притягивало, и со временем я сделал выбор в пользу работы следователем. Конечно, были некоторые сомнения, но здесь помогли наставления и подсказки папы. После окончания вуза начал работать в качестве следователя прокуратуры Дзержинского района. Во время уже непосредственной работы в качестве следователя возникали колебания: «зачем я выбрал эту профессию?». Такие мысли появились в момент, когда было образовано отдельное от прокуратуры ведомство – Следственный комитет РФ. Но в таких случаях верх брали мысли о том, что моя работа является престижной, обеспечивает хорошее материальное положение. Сильную помощь в такие моменты оказывало трудолюбие, а к нему приучили меня родители.
В данный момент я непосредственно занимаюсь координирующей деятельностью своих подчинённых, организовываю работу следователей. Отмечу, что у нас сформирован сильный коллектив профессиональных следователей. Отдел, который я возглавляю, занимает высокие рейтинговые показатели в нашем регионе. В 2014 году я был награждён знаком «Лучший следователь». Есть и другие высокие ведомственные награды. Среди уголовных дел, которым я горжусь и могу привести в качестве примера, – это дело педофила Юрия Тиунова. На протяжении длительного периода своей службы, даже в те моменты, когда были колебания, именно пример отца и его преданность профессии следователя меня серьёзно подстёгивали. У меня тоже подрастают дети – сын и дочь, они, конечно, совсем юные. Хотя сын уже бывал у меня на работе, и если в будущем заинтересуется службой в следствии, буду его поддерживать в этом выборе, – уверен Сергей Трофимов.
(Продолжение в следующем номере.)