Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Без вины виноватые?
Константин Копылов
Работа следователя кажется одной из самых романтичных. Думается, что борьба с преступностью – это бравое дело, за которое под силу взяться только истинным правдолюбцам. 6 апреля отмечается День работников следственных органов УМВД России. О том, с чем приходится сталкиваться следователям в наши дни, корреспондент «ВО» узнал из беседы с начальником отдела по расследованию преступлений №1 СУ МУ МВД России «Оренбургское» Фаризом Джафаровым.
По стопам отца
– Фариз Мугабилович, что подтолкнуло пойти работать в следственные органы?
– Сам я из милицейской семьи – у меня отец работал в Ленинском РОВД. Шёл я в органы внутренних дел целенаправленно. Скажу так, что идеей моей жизни было стать офицером полиции. Именно следователем быть не стремился. Но так получилось, что я попал именно в это направление. В этом году будет тринадцать лет, как я служу в следственном отделе.
– Преступность сегодня охватывает разные сферы. Какие чаще всего случаи Вам приходится расследовать?
– В основном дела, имеющие общую уголовную направленность. Среди них есть как преступления средней тяжести, так есть тяжкие и особо тяжкие. Прямо сейчас расследуем уголовное дело по разбойному нападению на квартиру оренбуржца. Дерзкий взлом был осуществлён большой группой преступников. Действовали бандиты жёстко, всё заранее до мельчайших деталей спланировали. Поэтому это осложняет работу следственной группы. Данное преступление можно назвать самым резонансным в этом месяце. Несмотря на сложность, этот случай расследуется нашим отделом, это говорит о том, что у нас есть опыт и силы для того, чтобы распутывать такие сложные дела.
– Конкретизируйте, какие преступления в последнее время происходят в областном центре?
– Больше всего сейчас совершается грабежей, краж, разбойных нападений. Не последнее место занимают хищения автомобилей и мотоциклов. Можно также особо выделить мошенничества. Этот вид преступлений имеет разную направленность. Жертвами чаще всего становятся пожилые граждане, хотя и другие возрастные группы от этого не застрахованы.
В последнее время отдел поставил «на поток» расследование преступлений, предусмотренных статьёй №36 УК России, – заведомо ложный донос. Суть таких дел заключается в том, что гражданин с помощью нас пытается решить свои проблемы.
– Каким образом они могут вас использовать?
– Всё очень просто! Люди, заведомо зная, что преступление как таковое вообще не совершалось, обращаются к нам. Чаще всего они уверены, что об их хитрости никто не узнает. На самом деле у нас уже давно наработана методика расследования подобных дел.
– Что же придумывают такие дельцы в качестве обмана полиции?
– Фантазия у людей безграничная, идут на всё, лишь бы запутать следствие. Такие преступления мы условно разделяем на три группы. К первой относим корыстные деяния. Это когда человек приходит к нам, чтобы получить для себя финансовую выгоду. Другими словами, он использует правоохранителей, чтобы заработать. Наиболее распространёнными примерами являются махинации с автостраховкой КАСКО. Автомобиль застрахован по КАСКО, его передают третьему лицу без права управления. Тот совершает ДТП, хозяин автомобиля, зная о том, что выплаты в этом случае страховой компанией не будет, обращается к нам с заявлением об угоне. Свой автомобиль он прячет в укромном месте и до последнего надеется, что об этом никто не узнает. Вывести на чистую воду подобных махинаторов не составляет большого труда.
– Для этого, наверное, применяете специальную методику?
– Когда начинаем с таким гражданином разговаривать, все его хитрости выходят наружу. По сути, его же обман и те факты, которые человек приводит, оборачиваются против него. В итоге из потерпевшего он превращается в обвиняемого. Возбуждаем уголовное дело, расследуем и направляем в суд.
Донос доносу – рознь
– Какие ещё виды обмана встречаются в вашей практике?
– Следующую группу я бы определил как лично-бытовую. Мотивом становятся конфликты между супругами – ревность, бытовая ссора или раздел совместного имущества. Фигуранты таких дел, чтобы наказать своего близкого человека, обращаются к нам с обвинением в его адрес. А третью группу я для себя называю «нелепые случаи». Буквально недавно было именно такое происшествие: человек хотел пошутить, а оказался фигурантом уголовного дела. А дело было так. Приличная компания гуляла в ресторане, через какое-то время двое мужчин вышли на улицу покурить. К тому времени они уже изрядно выпили. В порыве диалога одному из них приходит в голову идея проверить, насколько полицейские хорошо исполняют свои обязанности. Он набирает номер нашего отдела и сообщает о том, что на него напали и ограбили. По иронии судьбы он забывает выключить свой телефон, а у нас имеется речевой регистратор, который фиксирует дальнейший разговор этой пары: «Сейчас мы посмотрим, как полиция отреагирует! Отрабатывают они свою зарплату?». Наша группа выезжает по указанному адресу, задерживает так называемого «потерпевшего», привозит его в отдел и включают ему запись на речевом регистраторе. Он, конечно, был в ступоре. Но идти на попятную в такой ситуации бессмысленно. Естественно, когда мужчина шёл на этот шаг, он не знал о том, что может попасть под статью.
– Влияют ли подобные случаи на работу следствия?
– Ложные доносы вносят в нашу работу дезорганизацию. К этому делу подключаются силы, тратится время и материальные средства, а в итоге всё оказывается напрасным.
– Сколько же таких дел проходит через ваш отдел на протяжении года?
– По статистике прошлого года, дел, связанных с ложными доносами, было более 20. Все они были завершены обвинительными приговорами, граждане понесли наказание, предусмотренное статьёй №36 УК РФ.
Детектор лжи не обманешь
– Как удаётся расследовать такие преступления?
– Прежде всего, это психологический контакт следователя с заявителем. Чаще всего такие люди ведут себя нервно, путаются в показаниях. Бывалый следователь почти сразу понимает, что преступление не совершалось. Особенно если приводятся такие факты, которые иначе как фантастикой не назовёшь. Недавно расследовали случай, когда мужчина заявил, что он сидел в автомобиле в центре Оренбурга. Вдруг подбежали двое мужчин, насильно ворвались в салон и, приложив нож к горлу потерпевшего, заставили отдать им крупную сумму денег. Понятно, что средь бела дня, да ещё и в центре города, где большое скопление людей, такие дерзкие преступления не совершаются, поэтому у следователя возникло сомнение. Оказалось, что мужчина накануне все деньги проиграл в игровых автоматах, чтобы оправдаться перед женой, решил использовать нас.
– Фариз Мугабилович, на детекторе лжи таких граждан проверяете?
– Да, этот прибор в наших расследованиях оказывается незаменимым. Он всегда чётко показывает, где человек говорит неправду. В одном из дел у главного его фигуранта был огромный долг. Кредиторы требовали с него возврата своих денег. Мужчина обратился в полицию и сообщил, что кредиторы совершили разбойное нападение и отобрали у него деньги. В течение суток следственная группа провела большую работу. В результате выяснилось, что разбоя не было, но кредиторы нанесли должнику побои. Сейчас и потерпевший, и кредиторы несут уголовную ответственность.
– Какая категория людей чаще всего совершает ложные заявления в полицию?
– Выделить их в отдельную группу нельзя. Это самые разные представители общества. Здесь не влияет возраст, социальное положение человека, его образование. Ложные доносы пишут, начиная от бомжей и заканчивая предпринимателями. Цель у всех одна – решить свои проблемы с помощью полиции. Хотя можно отметить, что у большинства из них авантюрный склад характера.
– Что же в итоге получают те, кто таким способом решает выйти из проблемной ситуации?
– Могу сказать, что ложный донос – преступление. В любом случае человека ждёт ответственность. Уголовный кодекс России по статье №36 предусматривает лишение свободы. Максимальный срок – пять лет.
Первый детектор лжи (он же лайдетекторили полиграф) изобрёл итальянский учёный Чезаро Ламброзо. Он заметил, что частота пульса увеличивается, когда человек лжёт. Это случилось в 1895 г. Полученные знания были применены на практике в годы Первой мировой войны к пойманным шпионам. Затем приборы получили широкое использование в полиции.
Современные полиграфы могут фиксировать до 50 физиологических параметров: от подёргивания губ до покраснения лица и расширения зрачков.