Новости

В связи со сложившейся в Оренбургской области чрезвычайной ситуацией, связанной с обстоятельствами непреодолимой силы (паводком), Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области информирует, что для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения отсрочки или рассрочки в рамках главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации.

17 апреля

По данным на 8.00 17 апреля в Оренбурге подтоплены 11 200 приусадебных участков и 6 527 домовладений, 55 из которых многоквартирные дома. В зону подтопления попадают микрорайоны Форштадт, Авиагородок, Пугачи, Ситцовка, СМУ, Аренда, поселки им. Куйбышева, Солнечный, Заречный, Кузнечный, Пристанционный, 18-й разъезд, Подмаячный, Овчинный городок, село Краснохолм, поселки Троицкий и Красный Партизан, а также СНТ на территории города.

17 апреля

Запас высоты подъема уровня реки Сакмара до верха рабочей отметки дамбы в оренбургском поселке Кушкуль составляет 2,5 метра. Об этом рассказал начальник управления ЖКХ администрации города Оренбурга Андрей Райков. Сегодня, 17 апреля, он на месте осмотрел дамбу и встретился с жителями.

17 апреля

В Оренбурге организована работа с пострадавшими от паводка. Так, специалисты администрации Южного округа города в индивидуальном порядке консультируют оренбуржцев по вопросам оформления документов, необходимых для получения единовременной денежной выплаты. Об этом рассказала начальник организационно-информационного отдела и АСУ администрации Южного округа города Людмила Бочарова.

16 апреля

Об этом сообщил первый заместитель Главы Оренбурга Алексей Кудинов. Он отметил, что паводковая ситуация в городе остается напряженной, однако наблюдается стабильное снижение Урала – каждый час река заметно убывает.

16 апреля




Памяти Розы Чубаревой

+----
Памяти Розы Чубаревой Памяти Розы Чубаревой Памяти Розы Чубаревой Памяти Розы Чубаревой Памяти Розы Чубаревой

28 февраля исполнилось бы 84 года Розе Петровне Чубаревой, посвятившей всю себя делу сохранения истории нашего Оренбурга, воплотившей в жизнь многие идеи, мечтания.

Родилась Роза Петровна в 1937 году в селе Кардаилово Оренбургской области. Будучи небольшого роста, имела характер боевой, всегда была готова постоять за себя, за обиженных и за справедливость. С детства интересовалась историей рода, зная поимённо всех своих предков.
Дед её, Яков Семёнович Кравцов, на любые полевые дела всегда предпочитал брать только Розу. Потому что знал, что его внучка отличается терпеливостью, никогда не отлынет от работы, не закапризничает от голода или усталости.
Начиная с пятого класса Роза особо заинтересовалась А.С. Пушкиным, вырезая из газет и собирая в отдельную папку даже небольшие данные о нём.
В 1947 году Роза впервые попадает в Оренбург.
«…Город Чкалов. Июнь 1947 г. Уютный маленький городок. На улицах нет машин. Единственный автобус редко ходит на Маяк, но на улице Советской много-много прохожих, особенно военных, нарядных женщин. В фонтане «Лягушки» прямо в чаше купаются дети. Таким я увидела впервые Оренбург, названный в 1938 году именем лётчика Валерия Чкалова. Мы приехали с отцом Петром Ивановичем Завольским, 35-летним капитаном-фронтовиком, только что вернувшимся из Германии. Прибыл отец в отдел юстиции за назначением на должность. Офис располагался в старинном здании Окружного суда на ул. Советской. Было оно архитектурной редкостью» (статья Р.П. Чубаревой «Танец с космонавтом»).
Роза даже не предполагала, что когда-то в будущем, во время учёбы на юридическом факультете, ей придётся сдавать экзамены по юриспруденции именно в этом здании, поразившем в детстве своей красотой. Не знала ещё и о том, что будущее накрепко свяжет её с Оренбургом, что все её помыслы, мечтания будут направлены на процветание нашего города и отстаивание целостности исторических зданий от бесчестных целей равнодушных «деятелей».
Но тогда, в далёком 1947 году, это было в будущем…
После школы Роза работала и корректором, и ответственным секретарём новоорской газеты «Свет Октября», преподавала историю и обществоведение в Новоорском профтехучилище №32, директором которого являлся её муж. Потому-то и премии за работу, как другим сотрудникам, Розе Петровне никогда не выплачивались – стыдно было быть поощрённой мужем.
Прежде чем связать свою жизнь с музейной работой, Роза Петровна окончила литературный факультет Орского педагогического института им. Т.Г. Шевченко.
И вот 1982 год. Муж Розы Петровны – Владимир Михайлович – получает назначение на должность заместителя начальника Оренбургского областного управления профтехобразования. Семья переезжает в Оренбург.
Роза Петровна начинает работу в областном краеведческом музее на должности научного сотрудника, а вскоре становится заведующей досоветским отделом данного музея. И практически сразу получает предложение возглавить создание досоветского отдела областного краеведческого музея на набережной Урала в прекрасном замке в готическом стиле, построенном генерал-губернатором В.А. Перовским в 1856 году.
Сроки были даны мизерные: успеть к 240-летию города. И всё получилось! В очередной день своего рождения Оренбург получил замечательный подарок!
Открытие музея 30 апреля 1983 года вылилось в настоящий праздник культуры. Впервые на площади собрались поэты, писатели, студенты. Микрофоны были установлены перед музеем. Градоначальник Юрий Дмитриевич Гаранькин, художники А. Власенко,
В. Ерёменко и Роза Петровна были настоящими именинниками. Выступал приглашённый на торжество Александр Иванович Шкурко – заместитель министра культуры РСФСР.
А впереди Розу Петровну уже ждало воплощение новых планов, идейным вдохновителем которых являлся Гаранькин. Это строительство мемориального музея-гауптвахты Тараса Шевченко.
И снова планы реализованы! В 1989 году, к 175-летию великого кобзаря, музей был открыт в здании бывшего помещения 2-го эскадрона Неплюевского кадетского корпуса (школа №30).
В 1989 году здание на набережной Урала получает самостоятельный статус – Музей истории Оренбурга!
В 1993 году при музее Тараса Шевченко открыта выставка репрессий советского времени.
12 апреля 2001 года открыт мемориальный музей-квартира Гагариных.
«…День 12 апреля 1961 г. вошёл в нашу жизнь как праздник, триумф – русские первые вошли в загадочный мир космоса. А потом узнали, что космонавт №1 учился в Оренбурге и жена Валя Горячева – оренбурженка. Её фотография обошла мировую печать – красавица под стать этому улыбчивому, обаятельному парню» (статья Розы Чубаревой «Танец с космонавтом»).
Август 2001 года. Открыт мемориальный музей-квартира Л. и М. Ростроповичей.
2002 год. Открыт Дом Памяти. Начала издаваться ежегодная Книга Памяти оренбуржцев.
2010 год. Издана Книга Памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области (расстрельная).
2015 год. Издана Книга Памяти всех репрессированных, получивших сроки и ВМН.
Все годы шла напряжённая работа по созданию и обогащению музеев экспонатами, происходили научно-исследовательские поездки сотрудников музея в целях изучения исторического прошлого Оренбурга.
За 33 года руководства музеем Чубаревой получено огромное количество грамот, Роза Петровна награждена медалями за заслуги перед Оренбургом, получила звание «Женщина года».
Роза Петровна гордилась историей Оренбурга, поэтому в судьбе его ей всё было небезразлично! А как же иначе?! Ведь не найти второго города и края с такой богатой и своеобразной историей, тесно связанной с именами Шевченко, Ростроповичей, Плещеева, Толстого, Державина, Карамзина, Чернышевского!
Именно с Розой Петровной Юрий Гаранькин поделился мечтой сделать улицу Советскую музеем: областной краеведческий, музей ИЗО, музей-гауптвахта Тараса Шевченко, потом дальше к Уралу дом-музей Акселю Бергу – №10, Петру Рычкову – дом №4. Последнее, о чём мечтала Роза Петровна вслед за Гаранькиным, – создать музей Юрия Гагарина в лётном училище, бывшем кадетском Неплюевском корпусе (ул. Советская, д. №1).
«…Впервые мы вошли в здание, и нас провели к двухцветному залу – бывшему клубу лётчиков, что выходит эркером на Советскую. Уже тогда пустовал целый отсек. Это был 1988 год. Знали, что рядом с этим залом была комната, где жил курсант Гагарин, а высокий потолок с лепниной напрашивался сделать его куполом неба и показать «Космос». Вход с улицы Советской, там лестница ведёт в зал» (статья Р.П. Чубаревой о Ю.Д. Гаранькине «Мэр во все времена»).
Каждое событие, происходившее в Оренбурге, в стране, находило отклик в душе и в очередной статье Розы Петровны.
«…Опустела без тебя земля… Мы ещё оплакивали Комарова, как вскоре погиб первый космонавт. Сообщение о гибели Гагарина было неожиданным. Буквально за день до этого в новоорской редакции, где я работала, нам рассказывал участник встречи передовиков-комсомольцев, которые на теплоходе плыли по Амуру и для них был приготовлен сюрприз – встреча с Гагариным. Космонавт подплыл к теплоходу на катере, ловко запрыгнул на корму и сразу оказался среди молодёжи. Все радостно приветствовали его, он пел с ними песни, заразительно смеялся.
И вот мы потеряли этого человека, которого искренне полюбила страна и весь мир. Он был нашим героем. Он был так молод» (статья Розы Чубаревой «Танец с космонавтом»).
Роза Петровна сожалела о том, что идеи сохранения истории не находят понимания у руководства города и области.
«…Современный Оренбург стал совсем другим по сравнению с 1947 годом. Много утеряно, разрушается старина, и город становится похожим на все современные города, теряет свою индивидуальность. Разрушен Форштадт, в центре новоявленные богачи рушат лицо неповторимого губернского города» («Танец с космонавтом»).
Чиновников, которые для видимости заботы о музеях только разрушали их, Роза Петровна призывала: «Оставьте в покое музеи! Занимайтесь чем-нибудь полезным для улучшения духовного мира жителей. Стройте парки культуры и отдыха. Не трогайте музеи! Для того когда-то придумали их, чтобы музеи не двигали, их можно только развивать, но не перепрофилировать. Музейно –
значит неприкосновенно», – это я процитировала статью из «Московского комсомольца» за 12 февраля т.г. бывшего министра культуры России, писателя, журналиста, дипломата, полномочного посла ЮНЕСКО в Париже Евгения Юрьевича Сидорова. Он был в нашем музее будучи министром культуры и очень лестно отозвался об экскурсии и экспозиции. Это очень совпадает с моим беспокойством о наших музеях. Желание что-то менять, как правило, заканчивается разорением» (статья Р.П. Чубаревой о Ю.Д. Гаранькине «Мэр во все времена»).
Предки Розы Петровны, каждого из которых она знала поимённо, знала их жизненные истории, пострадали во время сталинского произвола. Поэтому тема репрессий была очень близка ей. Каждый год в музее на набережной собирались потомки репрессированных, чтобы почтить память безвинно убиенных кровавым тоталитарным режимом. Работала с потомками репрессированных и сама попала в жернова репрессий.
Роза Петровна до последнего вздоха не теряла интереса к жизни, к событиям в мире. И умерла сидя, читая книгу Антона Антонова-Овсеенко – основателя Государственного музея истории ГУЛАГа. На столе лежали статьи, над которыми она работала. Одна из них – незаконченная «Повесть о настоящем человеке» – о Владимире Яковлевиче Ишутине, заслуженном учителе РФ, в последние годы жизни работавшем в Музее истории Оренбурга (была напечатана в газете «Вечерний Оренбург»).
Племянница Розы Петровны, Ирина Михайловна Турбабина, признаётся, что «Для меня мир с уходом Розы Петровны рухнул. Мы были очень дружны. Нас объединяла любовь к поэзии. Захватывало то, как Роза Петровна цитировала Гавриила Державина, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Владимира Высоцкого, Николая Гумилёва и др. Восхищало в ней всё: доброта к людям, отзывчивость, любознательность, кровное родство, желание знать всё об истории рода. Всё время её тянуло в деревню отдохнуть и выдохнуть. Любила беседовать о родных, близких, знала и помнила всех родных, живущих и давно ушедших».
Сейчас Владимир Михайлович Чубарев, муж Розы Петровны, для себя только открывает свою супругу, с которой прожил 60 лет. Он перебирает её документы, книги, записи и только теперь по-настоящему постигает её грамотность, стремление к духовному совершенству, благородство её души, неисчерпаемую энергию и желание жить! Ей некогда было обращать внимание на свой возраст и думать о смерти, так как она жила мечтами о лучшем будущем нашей России и нашего Оренбурга!

Бесценный груз
Было это в 1955 – 1956 годах. Семья Пётра Ивановича Завольского переезжает из Октябрьского района в посёлок Беляевку – районный центр Оренбургской области, куда он получил назначение на должность адвоката.
Средняя дочь его Роза устроилась работать корректором в местную газету. В марте на время отпуска она отправилась в Новоорск, где проживала её старшая сестра Валентина. Возвращалась назад уже в начале апреля. Весна и бездорожье поторапливали Розу добраться от Алабайтала до Беляевки. Груз был нелёгким. Роза везла назад с собой зимнее пальто, в котором уезжала в Новоорск, дорожную сумку. А главное, и самое ценное, – чемодан с книгами! 18-летняя девчонка читала запоем!
Попутчик по поезду посоветовал сойти на станции Жёлтой и пешком пойти до Алабайтала. Дорога шла через горы. В ту пору среди многочисленных сопок рыскали голодные волки, но Розе было не до страха: с детства её характер отличался лихостью и бесстрашием. Преодолевая одну за другой сопки, она надеялась вскоре выйти к намеченной цели. Поднимаясь на очередную сопку, Роза ожидала за ней увидеть Алабайтал. В надежде увидеть долгожданную цель она преодолела множество сопок. День клонился к закату. Наконец-то вот он, долгожданный Алабайтал! Где переночевать? Обратилась к местным жителям. Они указали на один из домов, откуда на следующее утро подростки должны были отправиться в Беляевку в школу. Туда Роза и постучалась. На следующее утро группа из 15 школьников, старшей над которыми родители поставили 18-летнюю Розу, выдвинулась к берегу Урала. В марте ледок был уже хрупким. Со дня на день ждали ледоход. Подойдя к Уралу, Роза стала искать глазами спуск к реке с противоположного берега – там с друзьями она съезжала на лыжах. Увидев это место, Роза пошла по хрупкому льду. Школьники поспешили за нею. На противоположном берегу жители Беляевки, увидев их, на всякий случай приготовили лодки. Как только переправились, все хором закричали: «Спасибо, Урал! Ура!». Вечером, уснув, Роза вздрогнула, услышав какой-то гром. Все домашние повскакивали с кроватей и чуть не лишились дара речи – лёд на Урале тронулся!

От автора
Последние пять лет мы стали дружны с Розой Петровной настолько, что меня называли её младшей подругой. Роза Петровна жалела о том, что мы не встретились раньше. Об этом же думала и я. Это была дружба, которой мы дорожили. И пусть я не успела постичь этот космический по своим масштабам мир Розы Петровны, мне всё-таки досталась частичка его, воспоминания о чём очень дороги и ценны. Я была близка с человеком, душа которого была солнечной, яркой, способной любить, стремиться к знаниям, свету, добиваться целей, никогда не поступаясь совестью!
До последних своих дней она была активным участником Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Т.Н. Меркулова, бывший научный сотрудник Музея истории Оренбурга


Фото: 1. С создателем музея космонавтики В.И.Лежниным и с сокурсником Ю.А.Гагарина В.А.Быковым. 2. Роза Чубарева (слева) с сестрой. 3. Открытие музия Л. и М. Ростроповичей. 4. В день памяти жертв политический репрессий.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.