Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Река переживаний
Елена Шкатова
Осталось совсем немного времени до того, как вскроется ото льда Урал. Оренбуржцы любят этот момент – приходят на набережную и долго наблюдают за неузнаваемой, разлившейся рекой со стремительным течением.
Через время вода спадёт, Урал успокоится и побежит в прежнем русле, но посетителей не станет меньше. А ещё больше станет переживаний: насколько обмелела река, сколько появилось песчаных островов, а где стало глубже. На одном всемирном сайте подачи гражданских петиций появилась и от оренбуржцев просьба – спасите, мол, Урал, от высыхания.
В каком состоянии река и что ей угрожает, мы поспешили узнать у Сергея Ридель, заместителя руководителя Нижне-Волжского бассейнового водного управления, руководителя отдела водных ресурсов по Оренбургской области.
– Сергей Анатольевич, какие проблемы сейчас стоят особенно остро?
– Одна из основных проблем – снижение водности в большей части водостока в бассейнах рек Урала и Волги. Это связано с колебаниями климатических характеристик: на 15-20% водность снизилась именно из-за изменений климата. Вторая проблема – загрязнение поверхностных вод из-за сброса сточных вод промышленными предприятиями, стока загрязнённых вод с селитебных и водосборной территорий. Загрязнению способствуют и сами жители, которые выбрасывают мусор в воду и складируют его на берегах.
Ещё одна проблема – разрушение берегов. Это связано с высокой амплитудой колебаний уровней и расходов реки. Основной приток воды по Уралу приходится на конец апреля и май, когда идёт половодье. В это время проходит до 80% воды. Уралу принадлежит европейский рекорд именно по высокой амплитуде колебаний.
Эти проблемы отражены в двух научных работах Екатеринбургского института, которые проводились на территории Оренбургской области именно по бассейну Урала и по бассейну Волги.
– Состояние реки можно назвать критическим?
– Определённо нет. Существует цикличность, есть цикл семь лет, десять лет по притоку воды. На данный момент у нас маловодье. И не только у нас, такая же проблема наблюдается по всей России, тот же Байкал, Волга. Но ничего критического в этом нет. За состоянием реки постоянно следят, все её проблемы на контроле, как и пути их решения.
– Многие считают, что на обмеление Урала влияет Ириклинское водохранилище. Так ли это?
– Я расскажу на примере. В прошлом году в июле, августе, сентябре приток в Ириклинское водохранилище был 7-9 кубов в секунду. С водохранилища же всё лето сбрасывалось 40-60 кубометров в секунду! Оно регулирует воду. Если бы не было водохранилища, вся вода прошла бы в паводок, а в июле-августе, когда действительно вода необходима людям, начались бы проблемы. Ирикла же нам давала в эти месяцы в четыре раза больше воды. Тем самым мы поддерживали водозаборы в районе Орска, Новотроицка, Оренбурга.
С нашим резко континентальным климатом водохранилище перераспределяет сток Урала. Это не означает, конечно, что теперь надо строить на каждом углу по водохранилищу. К этому вообще надо подходить очень разумно – с расчётом, с обоснованиями, с исследованиями учёных.
– Оренбуржцы часто вспоминают время, когда по реке ходили пароходы.
– Да, часто сравнивают прежние времена с нынешними и говорят: а вот в 50-х годах Урал был полноводный, и всё было хорошо. Я могу так сказать: если сравнивать, то в 50-х годах по бассейну Урала (я беру Оренбургскую область, Башкирию и Челябинск) проживало до миллиона жителей, предприятий было намного меньше. А в настоящее время на этой территории проживает около трёх миллионов человек, а сколько ещё появилось предприятий. Произошёл рост водопотребления в разы.
Нельзя сказать, что река была очень глубокой, стоит отметить, что все пароходы были плоскодонками. И ходили они не весь сезон, в основном только в паводковый период. Урал был глубже, но сейчас русло его стало шире. Ведь река – как живой организм, в котором постоянно что-то меняется.
– А как обстоит дело с расчисткой и углублением русла Урала? О том, что Урал надо очищать, тоже много говорят.
– Да, говорят: давайте расчистим и углубим его на 3-4 метра, и станет он полноводный. Но если мы его начнём углублять, мы просто вытащим всё, что служит для естественной фильтрации реки. Этого ни в коем случае нельзя делать.
Другое дело экологическая расчистка – уполаживание берегов, подъём со дна посторонних предметов, расчистка от сухостоя. Также необходима расчистка старичных озёр, служащих аккумулятором реки, они поддерживают расход Урала в меженные периоды. За последнее время на федеральном и областном уровнях стало большое внимание уделяться проблемам реки. Существует ряд программ по лесомелиорации. Чем больше пойменных лесов, тем благоприятнее это скажется для реки. Действует программа по восстановлению родников и их облесению. Ведь родник – это начало реки. Например, под нашим вниманием находится Татьянин родник, на который мы выезжаем два раза в год, следим за его состоянием.
На контроле также проблема водоохранных зон. В этом году запланированы мероприятия по определению их границ и границ прибрежных защитных полос рек Урал, Суундук, Буруктал в границах Кваркенского, Светлинского районов Оренбургской области. Зачастую на берегах рек строятся здания без разрешительных документов, в зонах постоянных затоплений в паводок.
Разработана схема комплексного использования по бассейну реки Урал. Там всё расписано, это большая научная работа, где указаны все мероприятия.
– Как каждый из нас может повлиять на благосостояние Урала?
– Самое главное – не оставлять после себя мусор. Вода всех тянет. Как только снег растаял, все потянулись на берег, на пикник. Но после всех этих пикников люди оставляют настоящую свалку.
Наш отдел два раза в год выезжает на уборку берега Урала. Три года подряд мы выезжаем в одно и то же место в районе Нежинки, и три года одно и то же – куча мусора. И с каждым годом его не становится меньше. Граждане в первую очередь должны быть ответственны перед собой и своими детьми. Приехали, отдохнули – уберите за собой.
Это пожелание является, наверное, главным для всех, кто хочет, чтобы через много лет Урал оставался одной из главных достопримечательностей нашего города и любимым местом отдыха его жителей и гостей.
А что касается пароходов, то без них как-то спокойнее. Ведь кто даст гарантию, что они не повлияют на экологическое состояние реки? А мы ведь хотим, чтобы наш Урал жил ещё очень долго, не правда ли?