Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Накануне Крещения
Константин Копылов
Об истории и традициях некоторых православных праздников января в нашей постоянной рубрике рассказывает проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).
Святки
После встречи Нового года у россиян начинаются Святки, особые праздники зимы. Название «Святки» произошло от глагола «святить». Православные христиане в этот период святят (прославляют) Иисуса Христа. Святки знаменательны своими народными традициями и обычаями. На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим, делать благотворительные взносы. Для молодёжи этот период ассоциируется с народными гуляньями.
Церковь категорически запрещает ворожить и узнавать свое будущее, но девушкам всегда хочется узнать, выйдут они замуж в будущем году или нет. Также интересно узнать, каким будет наступающий год – благополучным или нет? Традиция святочных гаданий и обрядов существует на Руси очень давно.
На Святки хозяйки пекут пироги и закладывают в некоторые из них монетки. Кому попадётся монетка, тому и быть богатым.
Традиция празднования Святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времён не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет 500. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси Святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, учёные спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» –
просто одно из имён верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На Святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще всё, что угодно.
Христианская традиция празднования Святок также известна с древности. Ещё в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на Святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключённых. В Византии стало обычаем на Святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о Святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства Святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской церкви к святочным гуляньям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники Святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и всё население деревни окуналось в неё, смывая с себя грехи.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и Святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских Святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуёмное веселье.
Любимое народное развлечение на Святки – рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодёжь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки.
Крещение Господне
Один из 12 главных христианских праздников. Согласно Евангелию, в этот день Иисус Христос крестился в реке Иордан. В народных традициях в Крещение завершаются Святки.
– О событиях Крещения Господня мы узнаём из Евангелий. О жизни Иисуса Христа до 30-летнего возраста нам почти ничего неизвестно. Началу Его общественного служения предшествовала проповедь пророка Иоанна, называемого поэтому Предтечей. Ещё до своего рождения великий Пророк и проповедник Иоанн приветствовал Господа: «Взыграся младенец во чреве ея», – говорит евангелист Лука о встрече Богородицы с её родственницей Елизаветой после Благовещения.
Иоанн Предтеча был на полгода старше Иисуса Христа. Предание говорит о том, что во время избиения младенцев Иродом Елизавета скрылась со своим сыном Иоанном в пустыне, а его отец, первосвященник Захария, был убит в храме, поскольку не выдал своего сына воинам Ирода. В память об этом в каждом православном храме из Алтаря, через Царские врата на амвон и вниз по ступеням, расстилается красная ковровая дорожка как символ пролитой крови праведника. Праздник Богоявления Господня известен уже во II–III веках. Тогда одновременно праздновали Рождество Христово и Его Крещение. Начиная с IV века Рождество Христово празднуется 25 декабря, а 6 января – Крещение Господне. Второе название праздника, Богоявление, указывает на явление Троицы. Когда Господь Иисус Христос выходил из вод Иордана, все присутствовавшие слышали голос Бога Отца и видели, как Дух Святой сошёл в виде голубя. Празднику Крещения Господня, как и Рождеству Христову, предшествует Сочельник – день строгого поста. Если Сочельник совпадает с воскресеньем, то Царские часы переносятся на предшествующую пятницу, а Литургия Василия Великого совершается в сам день праздника.
Иоанн Предтеча (т. е. идущий впереди) проповедовал в пустыне Иудейской, подготавливая людей к принятию учения Господа Иисуса Христа. «Покайтесь, – говорил он пришедшим людям, – приблизилось Царствие Небесное!» Множество народа приходили слушать его проповедь, каялись в своих грехах и принимали крещение в водах Иордана. Иисус Христос пришёл из Галилеи к Иоанну, прося крещения.
Праздничные службы на Богоявление продолжаются несколько дней: накануне – навечерие («сочельник»), затем сам праздник Крещения, на третий день совершается служба собору Иоанна Предтечи. Тексты богослужений содержат в себе не только рассказ о событиях праздника, но и объяснение его значения, а также воспоминание всех прообразов, предсказаний и пророчеств. Так, прообразом Крещения Господа во Иордане было разделение речных вод, которое совершил пророк Елисей милотью (одеждой) пророка Илии. О Крещении пророчествовал Исаия: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20). Псалмы царя Давида, в которых содержатся пророчества о Крещении Господа, также читаются за праздничной службой.
В древности на праздник Богоявления Господня совершалось крещение оглашенных, долгое время готовившихся к принятию Таинства. Об этом обычае напоминают многие моменты службы: большее, чем обычно, количество паремий, отрывков из пророческих и повествовательных книг Ветхого Завета, во время чтения которых совершалось Таинство крещения, пение «Елицы во Христа крестистеся…» и даже само освящение воды.
Служба празднику Крещения совершается особенно торжественно, в древности она продолжалась всю ночь, – рассказывает проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).
В праздник Крещения Господня совершается два водоосвящения. Одно совершается в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а другое – в сам праздник. Обычно освящение воды совершается в центре храма, но в некоторых приходах, преимущественно сельских, сохранился обычай ходить на ближайший водоём, где заранее подготовлена прорубь – «иордань». Обычай освящения воды в день Крещения был известен уже в III веке.
– Вода, освящённая накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Её разрешается пить даже после вкушения пищи. Но Устав повелевает использовать её в течение ограниченного времени – три часа после освящения или, за дальностью пути, – один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольётся, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами (как и в том случае, если пролилось Причастие). Великой водой издавна причащают тех, кто отлучён от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов.
Вода, освящённая в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Её пьют только натощак, после совершения утренних молитв.
Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озёрах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определённых Уставом действий и молитв священника, – рассказал отец Алексей (Колыванов).
Фото с kp.ru